Як

Уход и содержание в домашних условиях

Северные популяции оленей и овцебыки — единственные животные, содержание которых практикуется в приполярных условиях. Результаты фермерского разведения и выращивания овцебыков пока скромны, но не бесперспективны. Содержание овцебыков на крестьянских подворьях не получило сколько-нибудь заметного распространения. Овцебыки достаточно стационарные животные, вполне подходят для жизни на постоянных пастбищах и в загонах. Площадь необходимая для существования одного овцебыка равна примерно 50 — 70 га. Это кажется значительной цифрой, но не в северных условиях, где пустуют десятки, сотни тысяч гектар, пригодных для выпаса овцебыков. Если же в рацион животных включить привозной фураж и комбикорма, площадь пастбища сокращается до 4—8 га на одну особь.

Кроме огороженного загона, на ферме сооружается несколько сараев для хранения кормовых запасов, инвентаря, техники. Строятся расколы (станки) для фиксации животных во время вычесывания. Кормушки и поилки завершают перечень крупного фермерского оборудования и построек. Для самих животных могут устанавливаться щиты, защищающие от ветра. Особых укрытий даже в зимнее время не требуется.

В Канаде и США накоплен 50-летний опыт фермерского выращивания овцебыков. В нашей стране этим бизнесом занимаются отдельные энтузиасты. Подсчитано, что небольшая ферма на 20 голов животных обойдется в 20 млн. руб. Включая покупку животных, строительные работы и зарплату сотрудникам.

Через год ферма полностью окупится и принесет 30 млн. руб. прибыли. В качестве основного продукта фермы рассматривается пух (гивиот), полученный от животных. В последующие годы прибыль должна увеличиваться за счет мяса, шкур и продажи живых животных.

Внешний вид и особенности

Фото: Животное як

Яки — это тяжело сложенные животные с объемным туловищем, крепкими ногами, округлыми раздвоенными копытами и чрезвычайно плотным удлиненным мехом, который свисает ниже живота. В то время как дикие яки, чаще темные (от черноватого до коричневого цвета), домашние яки могут быть очень разнообразными по цвету, с пятнами ржавого, коричневого и кремового цвета. У них небольшие уши и широкий лоб с рогами темного цвета.

У самцов (быков) рога выходят с боков головы, а потом изгибаются вперед, имеют длину от 49 до 98 см. Рога самок меньше 27–64 см, и более прямой формы. У обеих полов короткая шея с явно выраженным горбом на плечах, хотя это более заметно у самцов. Домашние яки-самцы весят от 350 до 585 кг. Самки весят меньше — от 225 до 255 кг. Дикие яки значительно тяжелее, быки достигают веса до 1000 кг, самки — 350 кг.

В зависимости от породы, самцы домашних яков имеют высоту 111–138 см в холке, а самки — 105–117 см. Дикие яки крупнейшие животным в своем ареале. Взрослые особи имеют рост около 1,6-2,2 м. Длина головы и тела составляет от 2,5 до 3,3 м, не считая хвоста от 60 до 100 см. Самки весят примерно на треть меньше и имеют линейные размеры примерно на 30% меньше по сравнению с самцами.

У обоих полов длинная мохнатая шерсть с густым шерстяным подшерстком на груди, по бокам и на бедрах, чтобы изолировать их от холода. К лету подшерсток выпадает и используется местными жителями для домашних нужд. У быков шерстяной покров может образовывать длинную «юбку», которая иногда доходить до земли.

Хвост длинный и похожий на хвост лошади, а не на хвост крупного рогатого скота или бизона. Вымя у самок и мошонка у самцов волосатые и небольшие, для защиты от холода. У самок четыре соска.

Где обитают яки?

Родина яков Тибет, где они живут уже около десяти тысяч лет. Тибет — удивительное место, прозванное «Крышей мира». И хоть высокие горы и чистейшие озера поражают своей красотой, здесь из-за разряженного воздуха трудно передвигаться, а тем более перевозить какие то ни было грузы. Привычные для равнины лошади и другие животные не способны работать в таких условиях и поэтому живущие на Табете люди именно с целью перевозки грузов одомашнили тибетских яков.

Яки идеально приспособлены для жизни в горах, эти животные неприхотливы к пище и хорошо защищены от холода. На яка практически не влияет разреженный высокогорный воздух и он легко тащит на себе груз до 150 килограммов по горным тропам, где с трудом разойдутся два человека. И сегодня, как в давние времена, людей выручают тибетские яки, перевозящие тяжелые грузы.

В горных районах Монголии тибетских яков содержат во всех семьях, их используют практически для любых бытовых нужд. И хотя сейчас у многих есть автомобили и мотоциклы, яков со счетов не сняли. На яках перевозят все грузы, при чем в любое время года и в любую погоду, як не машина и ни где не застрянет.

Одной из профессий тибетских яков в горных селениях это водовоз. Обычно поселки находятся выше рек и поэтому воду приходится привозить на насколько сот метров, при чем в гору. Обычно водопроводов нет, как и дорог, и к этому приучивают яков и хайнаков. Хайнаки приученные возить воду работают круглый год по одному и тому же маршруту: поселок — река, река — поселок. Их и погонять не надо, сами знают дорогу. Як водовоз часто бывает не на одну семью. Это животное настолько привыкает к своему маршруту, что часто его отправляют одного к реке, находящиеся там люди наполнят его фляги водой и потом он сам идет в селение.

Во многих селениях на Тибете если куда то хотят поехать или отправить детей в гости то вызывают такси, только там нет машин, а роль такси выполняют тибетские яки.

С наступлением лета по степи идут сотни караванов хайнаков и тибетских яков, везущих имущество скотоводов кочующих на летние пастбища. Скотоводы кочевники и вынуждены всё свое имущество возить с собой, которое они обычно перевозят на яках. Часто такой караван состоит из десятка и более животных запряженных в коляски.

Кочевые племена Тибета не могут обходиться без вьючных тибетских яков, на этих животных перевозят всё имущество и даже детей.

Старинный обычай тибетцев отправлять невесту верхом на тибетском яке существует и сейчас. Як является своеобразным приданным девушки.

Яки по праву являются визитной карточкой Гималаев. В Непале, самой известной стране альпинистов, без яков не обходится ни одна экспедиция к горным вершинам. Именно на тибетских яках везут всё снаряжение альпинистов идущих на восхождение Эвереста, самой высокой горной вершины. Яки единственные животные способные довезти груз до базового лагеря на Эвересте, на высоту 5400 метров.

Тибетских яков широко распространили в странах Азии и Северном Кавказе. Замечено, что эти животные очень хорошо могут прогнозировать землетрясения и изменения в климате. Они отказываются кушать примерно за несколько часов до землетрясения и начинают беспокоиться.

Виды яка

Раньше ученые включали всех яков в вид Bos grunniens и выделяли в нем два подвида: дикого яка (B. g. mutus) и домашнего яка (B. g. grunniens). Сейчас эти подвиды зачастую рассматривают как отдельные самостоятельные виды. Дикие яки были известны человеку очень давно, упоминания о них содержат летописи Тибета, где животное определяется как очень опасное для людей. На тибетском языке диких яков называли дронгами. Эти животные не выносили местностей, которые освоили люди, и по этой причине начали вымирать, на сегодняшний день малая часть популяции уцелела в тибетском высокогорье, на высотах от 4300 до 4600 метров над уровнем моря, а в летнее время они поднимаются гораздо выше. Распространены дикие яки на Тибетском плоскогорье и таких горных областях, как Каракорум и Ладак. Формируют дикие яки маленькие группы или небольшие стада по 10-12 особей, старые самцы живут по одному.

Примерно в I тысячелетии до нашей эры дикие яки были одомашнены людьми. Домашний як отличается меньшими размерами и более спокойным характером, некоторые экземпляры встречаются даже без рогов. По окраске они также очень изменчивы, и страдают от многих заболеваний, нехарактерных для их диких сородичей. Домашних яков разводят жители Тибета, Джунгарии, Памира и прочих регинов Центральной Азии, Монголии, Тувы, Бурятии и Алтая, Кавказа, Азербайджана, горного Ирана, Дагестана, Китая, Памира и Тянь-Шаня. В горах это животное становится незаменимым как вьючный вид. Кроме того, является источником великолепного молока и ряда молочных продуктов (масла, чхурпи), мяса и шерсти. При всем этом животное неприхотливо и нетребовательно в уходе.

При скрещивании с коровами домашние яки дают потомство, которое назвали хайнаками, последние используются как хорошие тягловые животные. Их разводят на юге Сибири и в Монголии, выносливость их меньше, чем у яка, но они меньше по размерам и обладают очень мирным характером. В Бутане яки скрещиваются с гаялами.

Современные «Яки»

Традиционно важное место среди разработок ОКБ Яковлева отводится учебным самолетам для Военно-воздушных сил. Самая современная машина в списке учебных моделей бюро – Як-130

Работы по этому самолету начались в 1992 году. Первый демонстрационный образец под названием Як-130Д взлетел 25 апреля 1996 года. Его тоже поднял в воздух летчик-испытатель Андрей Синицын.

В 2002 году Як-130 на конкурсной основе выбрали базовым самолетом для подготовки военных летчиков. Из-за выработки ресурса учебно-тренировочных самолетов чехословацкого производства ВВС России очень нуждались в отечественной тренировочной машине. Богатейший опыт, накопленный ОКБ за многие годы разработок подобных машин, способствовал созданию самолета, который позволяет готовить пилотов боевых машин четвертого и пятого поколения любого назначения. Это удается благодаря комплексной цифровой электродистанционной системе управления разработки КРЭТ. На серийных Як-130 впервые в России реализован полностью цифровой борт без аналоговых приборов, так называемая «стеклянная кабина».

Як-130. Фото: Александр Уткин

На Як-130 можно не только обучать летному мастерству, но и вести настоящий бой. «Некоторые из самолетов, на которых я летал, являются хорошими учебно-тренировочными самолетами, некоторые из них являются хорошими легкими штурмовиками. Но Як-130 в полном объеме выполняет обе эти функции, демонстрируя изысканность конструктивных решений в сочетании с надежностью, послушность в управлении в сочетании с мощью», – признался после своего первого полета на Як-130 известный летчик и журналист Питер Коллинз.

Не останавливаясь на достигнутом, конструкторы продолжают совершенствование самолета Як-130. В перспективе предполагается установка оптико-локационной прицельной системы, бортового комплекса обороны и радиолокационной станции, которая позволит превратить самолет в многофункциональный боевой комплекс.

Як-152. Фото: Иркут

Совсем недавно у учебно-боевого Як-130 появился «младший брат» – поршневой Як-152. Эта машина стала логическим продолжением развития конструкций учебно-тренировочных самолетов ОКБ. Первый полет Як-152 состоялся 29 сентября 2016 года. Машина позиционируется как учебный самолет первоначального обучения, после которого курсанты летных училищ и школ пересаживаются на учебно-боевой самолет Як-130. Использование при подготовке пилотов сразу двух типов самолетов является оптимальным и удобным, поскольку информационно-управляющее поле кабин обоих полностью унифицировано. Машина успешно продемонстрирована на авиасалонах МАКС 2017 и 2019 гг. В настоящее время на летных испытаниях находятся два опытных образца, и на 2020 год планируется начало серийного производства.

История создания самолета

В 1942 году Опытное конструкторское бюро (ОКБ) Яковлева начало создавать модификации для самолетов Як-1. Они были простыми и не наносили значительного урона противнику, при этом – значительно уступали аналогичным моделям авиации врага. Поэтому эти улучшения должны были повысить характеристики самолета. Опытная модель была названа Як-1М и работала на двигателе М-105ПФ. Она стала меньше весить и получила более правильные аэродинамические формы.

Большая часть изменений затронула корпус самолета, сделав его разъемным и уменьшив его размеры. Также масляный радиатор, расположенный в носу, был перемещен в центроплан, что положительно сказалось на лобовом сопротивлении.

К сентябрю был разработан второй опытный образец. В нем улучшили системы охлаждения масла и воды, а также установили коллиматорный прицел вместо обычного кольцевого. Дополнительно конструкторы поставили безмачтовую антенну. Бронирование корпуса тоже подверглось изменениям.

Самолет стал выдерживать больше попаданий вражеских пуль. Двигатель был заменен на форсированный М-105ПФ-2, обладающий повышенной мощностью. Октябрьские испытания показали, что по характеристикам образец стал еще лучше. Як-3 имел максимальную скорость 646 км/ч на высоте в 4600 метров, но при подъеме выше его скорость падала и на 6000 метров его превосходили по скорости МЕ-109Г и ФВ-190.

Летчики-испытатели и представители государственной власти остались очень довольны полученным результатом. Они посчитали, что самолет обладает невероятной маневренностью, прост в эксплуатации и не требует большого опыта от пилота. Поэтому генерал Стефановский сразу же порекомендовал незамедлительно начать серийное производство новой модели.

Самолет назвали истребителем Як-3, а боевые единицы стали поступать в армию к 1944 году. Первые машины были переданы 91-ому истребительному авиаполку, участвовавшему в освобождении Львова. В его составе было множество молодых летчиков, которые не имели боевого опыта. Освоение новых самолетов прошло очень быстро и успешно. За двухмесячные бои было потеряно всего лишь две машины.

Первые самолеты были вооружены пушкой ШВАК с пулеметом УБ. Позднее разработали новые модификации, подразумевающие установку дополнительного синхронного пулемета. Одной из слабых сторон самолета летчики называли нехватку топлива. Это лишало возможности производить поиск врага и вести длительный бой. Зачастую также возникала и другая проблема – отрыв обшивки, установленной по верхней части крыла. Такое происходило только при выходе из пикирования. Поэтому вскоре летчики научились избегать подобных ситуаций, сократив их до минимума.

Як-3 не стал полной заменой другим истребителям, но сумел их дополнить. Если они отлично выполняли задачи на дальних расстояниях, то он лучше всего справлялся с боями на ближних территориях. Производство модели было свернуто после войны в 1946 году, а через 6 лет сам самолет сняли с эксплуатации, заменив более современными образцами.

Модернизации

Базовая версия самолета начала получать модернизации сразу после запуска серийного производства. Всего было создано около 20 вариантов, каждый из которых имел свои особенности. Но не все из них пошли на конвейер.

Варианты самолета:

  • Як-28-1 – первый опытный образец на двигателях Р-11А-300, создан в 1958 году на основе имеющегося Як-26;
  • Як-28-2 – второй опытный образец с двигателями Р-11АФ-300, также основан на созданном Як-26;
  • Як-28-80 – перехватчик на двигателях Р-21-300 с РЛС «Орел», имел на борту две ракеты типа К-80;
  • Як-28-64 – тестовый перехватчик с двигателями Р-11Ф2-300, на борту нес ракеты Х-28, которые были частью системы К-28П, также назывался Як-28Н;
  • Як-28Б – базовый бомбардировщик с установленными системами «Лотос» и «Инициатива»;
  • Як-28Л – бомбардировщик с дальномерной улучшенной системой «Лотос», пришел на замену модели 28Б;
  • Як-28БИ – небоевой самолет для картографирования местности, имел РЛС «Булат» для бокового обзора;
  • Як-28И – серийный модифицированный бомбардировщик с системой «Инициатива-2», оптическим прицелом и автопилотом;
  • Як-28Р – разведывательная версия самолета, отличалась от базовой полным отсутствием вооружения на борту;
  • Як-28РР – вторая версия разведчика, имела на борту оборудование для ведения радиационной разведки;
  • Як-28СР – разведчик на базе модели 28Р, отличался наличием станции для создания активных помех вражеским системам слежения;
  • Як-28П – истребитель-перехватчик с вооружением К-8М и К-98, производился массово с 1965 года;
  • Як-28ПД – улучшенная версия модели 28-П, имела на борту дополнительное оборудование для ведения боя;
  • Як-28ПМ – третья версия перехватчика, отличалась двигателями Р-11АФ3-300 и наличием четырех ракет, выпуск ограничился тестовым образцом;
  • Як-28ПП – самолет радиоэлектронной борьбы, имел на борту специальный комплекс для выполнения поставленных задач;
  • Як-28У – учебная модель самолета, использовалась для тренировок летчиков, пересаживающихся с бомбардировщиков МиГ;
  • Як-28ИМ – перспективная модификация модели 28-И, разрабатывавшаяся в 1973 году, отменена как неконкурентоспособная;
  • Як-28УРП – перехватчик с установленными твердотопливными ускорителями, должен был летать значительно быстрее базовой версии, разработка отменена.

Наибольшее распространение получили 28-Б, 28-Л и 28-П. Они были основой всего модельного ряда Яка 28 серии. За время эксплуатации на заводах построили 1180 единиц этой машины.

15-ть интересных фактов о домашнем яке

  1. По свидетельствам историков, як был одомашнен еще в I тысячелетии до нашей эры.
  2. Более 90% или 15 миллионов изо всех живущих на земле яков обитают на Тибете. Яки как азиатский водный буйвол, африканский буйвол и американский бизон принадлежат к одной и той же семье крупного рогатого скота,
  3. Хотя тибетских летописях яки упоминаются как чрезвычайно опасные для человека животные, домашние яки вполне дружелюбные животные по отношению к людям особенно к детям.
  4. Интересно, что упряжь, в которую запряжены яки, сплетена из шерсти самих этих животных.
  5. У яков шерсть грубая, но нижний слой шерстного покрова мягкий как пух и на 10-15% теплее мериносовой шерсти, с одного яка в год начесывают не более одного килограмма такой шерсти, это примерно столько же, сколько дает ангорский кролик.
  6. Селекционеры умудрились скрестить яка с домашней коровой, получив животное хайнак.
  7. Факт, у яка практически нет врагов, единственным хищником способным одолеть дикого яка является тибетский волк и то только когда действует стаей.
  8. Не имеет запаха. Сыр, полученный из молока яка, имеет в своем содержании почти в два раза большее количество здоровых жиров, чем сыр из коровьего молока.
  9. В Монголии из молока яков молоко яка готовят напиток который называется арчи, что то наподобие кумыса, известное так же как «молочное вино».
  10. В тибетских монастырях масло яков применяют для монастырских светильников, оно при горении.
  11. Навоз тибетских яков в высушенном виде используется местными жителями как топливо, которое запасают впрок. Это факт.
  12. Из грубых волос хвостов яка создают поддельные бороды, которые носят актеры в китайских театрах.
  13. Кости яка тибетские ремесленники используют для изготовления различных изделий ручной работы, в том числе расчески, пуговицы и разные украшения.
  14. Интересно, что шерсть яков содержит большое количество окислов аминокислот, благодаря чему она устойчива к статическому электричеству, в результате чего одежда из таких тканей не наэлектизовывается и не подвержена искрению.
  15. В спортивных состязаниях рогатых животных, в том числе и родео, якам нет равных по силе и сноровке.

Марки с изображением яка

Яки в базовом лагере Эвереста

Лучше мотоцикла

Перед скачками

Дикий як

Яки на почтовых марках Кыргызстана Исторически дикие яки зафиксированы в тибетских летописях как одно из великих зол, опасные для человека животные. В тибетском языке дикий як, в отличие от домашнего, называется дронг.

Дикие яки не выносят мест, освоенных людьми, и поэтому быстро вымирают — сейчас они уцелели лишь в высокогорных районах Тибета на отметках 4300-4600 м над у. м. зимой и до 6100 м над у. м. летом.

Як хорошо адаптирован к условиям высокогорья. Он имеет более крупные лёгкие и сердце в сравнении с быками низменных районов. Кровь яка способна переносить больше кислорода благодаря присутствию в ней значительной доли фетального гемоглобина на протяжении всей жизни. Обратной стороной является плохая переносимость низких высот и перегрев при температурах выше 15 °C. Среди других приспособлений к низкой температуре — подкожный слой жира и практически полное отсутствие потовых желез.

Водится на Тибетском плоскогорье и в сопредельных горных областях (Каракорум, Ладак). Живут семьями из нескольких голов или небольшими стадами из 10—12 голов, старые самцы поодиночке. Однако, как свидетельствует Н. М. Пржевальский, впервые описавший дикого яка, ещё в XIX в. стада коров яка с маленькими телятами достигали нескольких сотен, а то и тысяч голов. В 6-8-летнем возрасте достигают половой зрелости; продолжительность жизни около 25 лет.

Гон у яков бывает в сентябре — октябре. В это время быки присоединяются к группам коров. Между быками происходят жестокие драки, непохожие на ритуализированные бои большинства других полорогих. Соперники во время схватки стараются ударить друг друга рогом в бок. Смертельный исход этих боев редок, и дело ограничивается ранениями, иногда весьма серьёзными. В период гона слышен призывный рев яка, в другое время он исключительно молчалив. Отёл у яков происходит в июне, после девятимесячной беременности. Телёнок не разлучается с матерью около года.

Взрослые яки прекрасно вооружены, очень сильны и свирепы. Волки решаются напасть на них только в исключительных случаях большой стаей и по глубокому снегу. В свою очередь яки-быки, не задумываясь, атакуют преследующего их человека, особенно если яки-быки ранены. Нападающий як высоко держит голову и хвост с развевающимся султаном волос.

Из органов чувств у яка лучше всего развито обоняние. Зрение и слух значительно слабее.

Оценка проекта

В советской историографии истребителям Як отводилось особое место; свою роль в этом сыграли многократно переиздававшиеся книги А. С. Яковлева.

Часто советские истребители предвоенного поколения сравнивают с , на основе чего делается вывод, что Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 по совокупности характеристик превосходили немецкий истребитель. Однако серийное производство «E» началось в 1939 году, а перед нападением на СССР две трети истребительных групп люфтваффе, сосредоточенных на западных границах Советского Союза, полностью или частично перешли на Bf 109F-1. Осенью 1941 года на фронте появился Bf 109F-2, по всем параметрам превосходивший Як-1 с мотором М-105ПА.

Осенью 1941 года в НИИ ВВС проводились исследовательские воздушные бои с Bf 109F-2. Немецкий истребитель из-за боевых повреждений в своё время приземлился прямо на поле Тушинского аэродрома. У земли «Мессершмитт» обгонял Як-1 на 30 км/ч. На высоте 1000 м немецкий истребитель имел незначительное преимущество по вертикальному и горизонтальному маневрам; на высоте 3000 м Як-1 и «Мессершмитт» находились в равных условиях. На высоте 5000 м Як-1 имел явное преимущество и по максимальной скорости, и по вертикальной и горизонтальной маневренности. Однако, на принимавшем участие в бою «Мессершмитте» на высотах свыше 2750 двигатель не добирал мощности из-за неотрегулированной системы нагнетания. Начальник НИИ ВВС генерал Фёдоров в письме к А. С. Яковлеву от 24 декабря 1941 года писал, что «в настоящее время у нас нет истребителя с лётно-тактическими данными, лучшими или хотя бы равными Ме-109F.»

Положение отчасти выравнялось с появлением Як-1 с форсированным мотором М-105ПФ, который превосходил по скорости пятиточечный Bf-109G во всём диапазоне высот от земли до 5000 м; Як-1 обгонял трёхточечный «Мессершмитт» на высотах до 2000 м, выше немецкий самолёт летал быстрее, причём на семи километрах разница в скорости составляла уже 96 км/ч. Однако Bf 109G имел худшую по сравнению с «F» аэродинамику, и по маневренности на вираже Як-1 превосходил «Мессершмитт» на высотах до 5000 м. Як-7 обладал теми же достоинствами и недостатками, что и Як-1 — превосходил «Мессершмитт» на горизонталях и в наборе высоты на малых и средних высотах, практически не имел преимущества по максимальной скорости и уступал по большинству параметров на больших высотах.

Новые Як-9 и особенно Як-3 не уступали «Мессершмиттам» на малых и средних высотах.

Истребитель FW-190 считался на Восточном фронте более лёгким противником, чем Bf 109. Як-1 и Як-7 превосходили «Фокке-Вульф» по горизонтальной и вертикальной маневренности в диапазоне высот до 5000 м.

По вооружению Як-1 не уступал Вf 109F, однако появление , не говоря уже о FW-190, подорвало это равновесие. В какой-то мере положение исправили только Як-9Т, но это был самолёт не для среднего лётчика. Попытки достойно вооружить «Як» так и не привели к убедительным результатам. К концу войны считалось, что истребитель должен нести три-четыре пушки калибра 20-30 мм, исключением были только американские самолёты, имевшие исключительно мощное пулемётное вооружение, и «Яки». Правда, трёхпушечный Ла-7 тоже не стал массовым истребителем, но все же две пушки были лучше, чем пушка и пулемёт. Недовооружённость «Яков» отмечали многие известные лётчики, в частности, А. И. Покрышкин.

Согласно работам некоторых исследователей, большинство результативных лётчиков-истребителей ВВС РККА закончили войну или на самолётах Лавочкина, или на «Аэрокобрах». Однако, здесь надо иметь в виду, что Як-9 гораздо лучше других истребителей подходил для сопровождения ударных самолетов и его старались использовать соответственно, причем пилотам прямо запрещалось отрываться от «подопечных» для ведения боя, что значительно снижало их шансы на увеличение боевого счета. В отчётах по испытаниям истребителей «Як» отмечается исключительно удобное расположение приборов и органов управления в кабине, однако А. И. Покрышкин придерживался другого мнения: «Расположение приборов в кабине (имеется в виду Як-3) создавало для лётчика определённые неудобства». С другой стороны, маршал Савицкий считал истребители Яковлева лучшими самолётами такого класса.

Як-9Т, вооружённый 37-мм пушкой, был не самым массовым вариантом Як-9, однако именно на нём закончили войну многие асы. Он имел мощное вооружение вкупе с хорошими лётными характеристиками. В заключении по войсковым испытаниям о

Спортивные яки

Сегодня тибетские яки используются на только для работы, но часто и для развлечения. Не смотря на внешнюю неуклюжесть эти животные достаточно быстро могут бегать и в Монголии яков стали применять для различных спортивных состязаний.Самым популярными являются бега на яках, в которых участвуют все желающие и для победителя выставляется дорогой приз.

Верхом на яках устраивают что то наподобие американского родео. Такие мероприятия очень популярны и привлекают много зрителей. На такие крупные шоу приезжают любители из многих стран, даже ковбои из Америки.

На Тибете распространен вид спорта — поло на яках, в котором участники играют в хоккей на траве сидя верхом на тибетских яках, так называемое сарлаганское поло.

Внешний вид яка

Это огромное животное, обладающее длинным телом. Ноги, по отношению к телу короткие, широкие, голова массивная, сидит довольно низко. Як может вырасти до 2 метров в длину, а вес, особенно у пожилых представителей может достичь 1000 кг. В длину тело достигает 4 метров, одна четвертая всей длины может приходиться на хвост. Самки почти в два раза меньше самцов, имея длину 2,5 метра, и рост 1,5 метра, весят они всего 360-370 кг.

Як (Bos grunniens).

На спине у яка располагается горб. Рога имеются у обоих полов, причем и у самок, и у самцов рога длинные, но тонкие, расположенные широко друг от друга. Рога устремляются вперед и загибаются вверх. В длину достигают 1 метра.

Ноги яка практически не видны, это из-за того, что шерсть у них длинная, густая, плотная, она свисает почти до самой земли, прикрывая ноги. Окраска шерсти однотонная, чаще всего черная, или темно-коричневая, только на морде могут быть белые или светлые вкрапления. Подшерсток у него настолько густой и плотный, что ему не страшны даже самые суровые зимы. Весной и летом як линяет, подшерсток выпадает большими колтунами или клочьями. На теле шерсть ровная, а вот на ногах косматая и длинная, что очень напоминает «юбку».

Яки — мощные животные.

Различают дикого и домашнего яка. Дикий як встречается крайне редко, так как он не может находиться в близости с человеком. На сегодняшний день дикого яка можно увидеть лишь в высокогорных районах Тибета, на высоте 3000-5000 метров, а летом взбирается еще выше. В связи с тем, что он обитает на таких высотах его легкие и сердце больше в размере, чем у яков, которые живут ниже. Фетальный гемоглобин, который присутствует только на ранних этапах развития, у них имеется на протяжении всей жизни. Вследствие этого он может переносить больше кислорода. У диких яков более толстый слой жира, ограниченное количество потовых желез, из-за этого они не переносят температуру выше 15 градусов.

Яки бывают дикими и домашними.

Дикие яки собираются в небольшие стада по 12 особей, пожилые обычно держатся в стороне. Живет он приблизительно 25-30 лет. В брачный период, который у яков наступает в сентябре, они жестоко дерутся за самку. Целятся они в бок противника, так как это самое уязвимое место. Проигравший может серьезно пострадать. После спаривания, самка вынашивает детеныша 9 месяцев, а после рождения теленок полностью зависит от матери еще год.

Врагов у дикого яка почти нет, разве что волки решаются атаковать, предварительно собравшись в большую стаю. Но даже такие нападения происходят редко. А на человека як, не задумываясь, набрасывается. Они исключительно хорошо распознают запахи, обоняние развито превосходно, а вот слух и зрение не слишком остры.

Яки часто нападают на людей.

Домашний як очень уступает своего дикому товарищу и в габаритах, и в окраске. Они очень спокойные, к тому же у них сильно ослаблена иммунная система, они менее устойчивы к суровым холодам. В питании, дикий и домашний яки неприхотливы, питается всем, что растет на горных высотах.

Это интересно: Чипирование животных, внедрение чипа домашним животным

Примечания

  1. Жизнь животных. 2-е изд. Энциклопедия в 7 тт. Т. 7: Млекопитающие / Под ред. В. Е. Соколова. — М.: Просвещение, 1989. — 558 с. — ISBN 5-09-001434-5. — C. 515—516.
  2. Полная иллюстрированная энциклопедия. «Млекопитающие» Кн. 2 = The New Encyclopedia of Mammals / под ред. Д. Макдональда. — М.: «Омега», 2007. — 504 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01346-8. — С. 470.
  3. [www.vesti.ru/videos?vid=465126 «Вести. Агробизнес» от 24 ноября 2012 года]
  4. [www.piligrim-andy.narod.ru/text/tropy.html По тропам родного края]. Проверено 28 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fc6tsqRI Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013].
  5. Шаблон:IUCN2008 Database entry includes a brief justification of why this species is of vulnerable.
  6. 12Wiener, Gerald; Jianlin, Han; Ruijun, Long. [www.fao.org/DOCREP/006/AD347E/ad347e08.htm 4 The Yak in Relation to Its Environment. The Yak, Second Edition] (англ.). Regional Office for Asia and the Pacific Food and Agriculture Organization of the United Nations (2003). Проверено 8 августа 2008.
  7. Sarkar, M. et al. (1999). «Fetal haemoglobin in pregnant yaks (Poephagus grunniens L.)».Veterinary Journal158 (1): 68–70. DOI:10.1053/tvjl.1999.0361.
  8. [agtr.ilri.cgiar.org/BreedInformation/breedpg/Others/Yak.htm Yak], Animal genetics training resources version II: Breed Information. Adopted from: Bonnemaire, J. «Yak». In: Mason, Ian L. (ed). (1984). Evolution of Domesticated Animals . London: Longman, pp. 39–45. ISBN 0-582-46046-8. Accessed 8 August 2008.
  9. Buchholtz, C. (1990). True Cattle (Genus Bos ). pp. 386–397 in S. Parker, ed.Grzimek’s Encyclopedia of Mammals, Volume 5 . New York: McGraw-Hill Publishing Company. (quoted in [animaldiversity.ummz.umich.edu/site/accounts/information/Bos_grunniens.html Oliphant, M. (2003).Bos grunniens (On-line), Animal Diversity Web. Accessed 4 April 2009])
  10. [www.arkive.org/wild-yak/bos-mutus/image-G13952.html#text=Facts Wild yak photo – Bos mutus – G13952]. ARKive. Retrieved on 2012-12-19.
  11. Ферганская область // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

История компании «Яка»

Название бренда «Яка» — аббревиатура, которая на украинском языке расшифровывается, как: «якісне, корисне, аромотерапевтичне». ТМ начала свою деятельность в 2005 году, как первый на Украине производитель натурального мыла. Первоначально это была семейная компания, которая взяла за основу своей деятельности старинные рецепты мыловарения. Рецепты адаптировались под современность, ассортимент продукции постепенно расширялся, а качество оставалось неизменно высоким. На сегодняшний день компания производит более 160 позиций косметических средств, ежегодно появляются новинки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector