Для чего лошади нужна сбруя и из чего она состоит
Содержание:
- Предметы по уходу
- Как сшить попону для лошади
- Чистка упряжи
- Выбор упряжки по количеству лошадей
- Как приучить лошадь к упряжке?
- История появления
- История
- Способы
- Виды сбруи
- Амуниция для лошадей и всадников
- Последовательность оглобельно-дуговой запряжки
- Из чего состоит упряжь
- Основные детали упряжки
- Соревнования, скачки и верховая езда
Предметы по уходу
Чтобы животное имело ухоженный красивый вид, за ним нужно ухаживать. Для этого необходимы следующие предметы:
- шершавые рукавицы, с помощью которых удаляют грязь;
- скребок, позволяющий качественно очистить шерсть;
- щётка, применяемая для влажной чистки;
- щётка, благодаря которой можно придать шерсти блеск;
- губки, которыми очищают слизистые оболочки;
- скребки, позволяющие удалить избыток влаги с шерсти;
- ведро;
- кисточка для нанесения масел на копыта;
- крюк, при помощи которого с копыт удаляется земля и мелкие камни;
- резиновый скребок для массажа.
Важно! Для езды верхом подходит обувь, исключительно имеющая гладкую подошву. Потому что при падении, всадник может зацепиться рифленой подошвой, и тогда последствия могут быть плачевными.
Как сшить попону для лошади
Попону достать сейчас очень просто, впрочем, если владелец хочет сшить ее самостоятельно, то первым делом требуется определиться с материалом. При его подборе стоит учитывать, что шелестящие ткани могут очень сильно испугать лошадь при первом одевании, а впоследствии причинять ей дискомфорт. Также стоит понимать, что водонепроницаемые ткани совсем «не дышат», а это и для лошади и неприятно, и хозяину придется постоянно проверять, не вспотел ли скакун. Для утепленного варианта попоны оптимально подойдут такие варианты, как:
- шерсть,
- флис,
- синтепон.
Если хочется просто легкую накидку, то стоит остановить свой выбор на сетчатых и хлопчатобумажных материалах. Для осуществления крепежных соединений понадобятся также карабины (как правило, 5 или 6 штук) и равное количество колечек. Кроме перечисленного, потребуются:
- особенная тесьма (трок) шириной примерно 2 см;
- широкая резинка.
Когда все требуемые компоненты приобретены, можно приступать к снятию мерок. При неимении возможности измерить скакуна, для которого предполагается пошив попоны, за стандартную основу берут следующие размеры:
- длина — 2,4 м,
- ширина — 2 м,
- высота — 0,2 м,
- длина воротничка — 60−65 см.
Если выкройка уже начерчена или найдена, то можно приступать к пошиву.
Порядок действия:
- узкие части раскроя нужно стачать в единую,
- закрепить углы, наложив части друг на друга,
- раскроить воротник,
- по периметру всего изделия пришить стропу таким образом, чтобы не изнашивались края.
- На изнаночной стороне пристрочить с раскрытыми краями кулиску, отступив от воротничка 140 см.
- Вставить по периметру резинку и в виде кольца прошить.
Чистка упряжи
Естественно, после работы упряжь пропитана потом, поэтому за ней нужен определенный уход. Чтобы удалить грязь, нужно тщательно вычистить ее руками с использованием намоченной губки.
2 раза в месяц нужно протирать все части сбруи и жердь седельным мылом, предварительно отсоединив их. Затем нужно дать элементам высохнуть естественным способом (без солнечных лучей), иначе они начнут трескаться.
Отмытую упряжь важно смазать воском, кроме кожи высшего сорта (патентованной), которую протирают мягкой подсушенной тканью. Еще после просушки смазывают либо жиром, либо техническим маслом.. http://sampit.ru/kak-pravil-no-zapryagat-loshadey/
http://sampit.ru/kak-pravil-no-zapryagat-loshadey/
http://fb.ru/article/278763/kak-zapryach-loshad-sposobyi-posledovatelnost-i-rekomendatsii
http://goferma.ru/zhivotnovodstvo/loshadi/zapryagat-loshad.html
http://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html
Выбор упряжки по количеству лошадей
В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.
У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.
Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.
Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.
На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.
Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.
Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.
Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.
Как приучить лошадь к упряжке?
Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения. Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным. После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд. Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство. Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д
При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости. Погода при заездах должна быть благоприятной. Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса
Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство. В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений. Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади
Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство. В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений
Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади
История появления
Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту.
Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.
Первая сбруя в примитивном виде была придумана несколько тысяч лет назад. Родиной ее появления считается территория современного Казахстана, где предпринимались попытки укрощения степных скакунов. На Алтае были найдены сохранившиеся предметы сбруи, украшенные декоративными элементами из металла, войлока и кожи. Сбруя изготавливалась опытными мастерами, которые оберегали свои секреты, передавая их ученикам.
Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.
В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.
Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.
История
Повсюду в древнем мире обвязка «горло и подпруга» использовалась для запряжения лошадей, тянущих телегу ; это сильно ограничивало способность лошади напрягаться, поскольку ее постоянно давили в шею. Картина на лакированной коробке из штата Чу , датируемая 4 веком до нашей эры, показывает первое известное использование ярма, помещенного на грудь лошади, со следами, соединенными с древком колесницы. Жесткое ярмо на груди лошади постепенно заменялось нагрудным ремнем, который часто изображали на резных рельефах и штампованных кирпичах гробниц династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.). В конце концов, конский ошейник был изобретен в Китае, по крайней мере, к 5 веку.
Способы
Можно выделить несколько видов упряжи: с одной лошадью, двумя, тремя или многоконная упряжка. Как запрячь одного коня, мы разобрали выше. Если требуется запрячь двух коней, один из них становится коренным, а другой пристяжным (его «пристёгивают» к коренной лошади, чтобы он бежал рядом и помогал тащить повозку). Когда запрягают тройку лошадей, центральная становится коренной, а остальные две – пристяжными.
Когда запрягают больше трёх коней, их выстраивают в две больше линии. Если их четыре, то два выносных коня станут в первую линию, а ещё два коренных во вторую. Редко используется квадрига (все четыре лошади бегут в один ряд).
Ещё реже можно встретить упряжь, в которой кони запряжены гуськом. Обычно это используется на выступлениях в цирках. Самостоятельно можно запрячь одну-две лошади. Для большего количества, потребуется несколько человек. Интересно то, что в XVIII веке Екатериной II был принят указ о том, какому титулу и чину в какой карете и с каким количеством лошадей ездить. Например, в генеральскую карету должно было быть впряжено от 6 до 10 коней одновременно.
Хотя, как было сказано, выше это не имеет практического смысла. С точки зрения вариативности упряжи, можно выделить следующие виды.
Оглобельно-дуговая
Считается чисто русским способом запряжки коня. В Европе этот вариант встречается очень редко. Идеальный вариант для впрягания коня в повозку или сани. При использовании этого способа значительно снижается количество необходимой сбруи. В частности, допускается не использовать шлею и подпругу. Это самый простой вариант упряжи.
Дышловая
Так называются те виды упряжи, при которых не используют дугу, а зачастую еще и шлею (или используют ее облегчённый вариант). Какого-то конкретного набора предметов упряжи не существует. Этот вариант предназначен для работ в поле. Хомут может заменяться конструкцией ремней. Рациональней всего его использовать, когда нужно запрячь 2 или 3 лошади. Если их 2, то жердь дышла будет помещаться между ним. А если 3, то один из коней ставится в первую линию.
Постромочно-дышловая
Этот вариант используют, когда предстоит долгая дорога, или требуется впрячь двух лошадей. Особенность этого метода в том, что используется такая часть сбруи, как дышло (оглобля, соединенная в единую конструкцию до того места, которым её крепят к повозке). Это повышает устойчивость животного и снижает риск получить травму на крутых спусках.
Оглобля будет закрепляться между лошадьми, а раздвоение к повозке.
Оглобельно-постромочная
По-другому – английская упряжь. Этот способ очень распространён в европейских странах. Его особенность в том, что не используется дуга, а оглобли могут крепиться к седёлке.
Постромочная
По-другому называется пристяжь. Самый простой вид упряжи, которые используется при сельскохозяйственных работах. Таким же способом запрягается плуг.
Смешанная
Разные виды работ и ситуаций требуют разного набора сбруи. Часто возникает необходимость комбинировать несколько видов упряжек. Для разных целей коней можно впрягать в повозки (в них часто катают людей по улицам), сани (используются в деревнях или как развлечение на такие праздники, как Масленица), телеги (часто встречаются в деревнях) или предметы сельскохозяйственного назначения (плуг, например).
Дадим несколько рекомендаций по уходу за лошадью и сбруей.
- Упряжь должна быть всегда чистой и смазанной. В противном случае она закостеневает от пота и грязи.
- Хранить принадлежности рекомендуют на деревянных вешалках (они неподвластны ржавчине).
- Хомут и седёлку нужно вешать войлоком наружу, так войлок быстрее и лучше проветрится.
- Кожаные части смазывают только после того, как очистят их от грязи.
- В ненастную погоду сбруя пачкается больше. По возвращении в конюшню нужно обязательно очистить грязь.
- Для того чтобы сделать дополнительные отверстия, нужно пользоваться специальным пробойником. И ни в коем случае не делать это шилом или ножом.
- Комплект упряжи подбирается для каждой лошади индивидуально. Её кличка пишется на хомуте.
О том, как правильно запрягать лошадь, смотрите далее.
Виды сбруи
В коневодстве принято делить упряжь на несколько видов и типов. По назначению системы выделяют в 4 группы:
- спортивные;
- выездные;
- транспортные;
- сельскохозяйственные.
Различные виды амуниции используются в зависимости от поставленных задач и количества скакунов. По строению типы упряжек классифицируют следующим образом:
- Постромочная одноконная упряжь представляет собой облегченный вариант. Оглобли отсутствуют, а управление осуществляется с использованием ременной тяги. Требуется дополнительное оснащение саней тормозами для предотвращения наезда на лошадь и оптимизации управления средством передвижения.
- Одноконная упряжь бывает двух видов. Дуговая сбруя является классическим европейским вариантом. В этом случае оглобли крепятся к дуге. При отсутствии дуги система называется оглобельно-постромочной. Оглобли применяются меньшей длины и крепятся к седелке на спине животного. В случае использования бездуговой постромочной одноконной упряжи отсутствует хомут, шлея передает нагрузку от саней.
- Постромочно-дышловая упряжь считается наиболее безопасной для человека. Дышло крепится к оглоблям жестким способом. Использование системы вызывает дискомфорт у животного вследствие давления хомута. При управлении двухколесной повозкой возможно травмирование лошади. Данный вид сбруи не используется в сельском хозяйстве.
- Комбинированный тип системы используется при необходимости управления несколькими скакунами. Данный тип сбруи подразумевает использование оглобель, дышла и постромка.
- Цуг является немецким изобретением. Применяется в случае упряжки 6 лошадей парами друг за другом. Сейчас редко практикуется использование данной системы из-за низкой скорости передвижения повозки.
Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.
Амуниция для лошадей и всадников
Опытный коневод знает, в каком снаряжении нуждается лошадь и какую амуницию нужно иметь при себе ее наездник, чтобы комфортно было и животному, и его владельцу. Но если случилось такое, что человек впервые сталкивается с обладанием такого благородного животного, как лошадь, в специализированных зоомагазинах продаются уже готовые наборы снаряжения для лошадей и всадников.
Но в целом такое снаряжение делится на подгруппы:
- средства для управления лошадью;
- средства для защиты и безопасности животного;
- средства, благодаря которым всадник будет чувствовать себя комфортно верхом.
В зависимости от породы особи, предпочтений и целей содержания животного и индивидуальных требований всадника, список амуниции может дополняться.
Последовательность оглобельно-дуговой запряжки
Перед запряжкой лошади сначала проверяют состояние повозки, затем регулируют длину гужей, надевают на лошадь уздечку, застегивают подбородный ремень, вставляют ей в рот удила. Затем на лошадь надевают седелку, движением по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. На голову лошади надевают хомут клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз, причем по направлению роста волос гривы. После этого расправляют шлею и освобождают гриву и хвост из-под хомута и шлеи. В одну руку берут дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую — повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.
Поделиться ссылкой
Из чего состоит упряжь
Элементы сбруи в каждой экипировке примерно одинаковые, поэтому есть смысл рассмотреть каждый элемент упряжи:
- Хомут. Пожалуй, это самая важная часть упряжи, задача которой — равномерно распределить вес повозки на шею и плечевой отдел позвоночника скакуна. Размещают этот элемент около холки и вдоль основания шеи. Он не должен мешать скакуну двигаться и правильно дышать. Размеры хомута выбираются не слишком широкие или длинные, чтобы на теле коня не появились повреждения. Крепление, называемое верхний хомутный ремень (ременная дуга), требует постоянной проверки во избежание разрыва.
- Узда. Одевается узда на голову. Она может быть с одним либо несколькими удилами или без них.
- Шлея. Использование шлей при передвижении кобылы обеспечивает плотное удержание хомута. Под шлеей подразумеваются кожаные продольные, поперечные и откосные ремни.
- Вожжи.
Эти упряжные части сбруи обеспечивают дистанционный контроль за лошадью. В комплекте две вожжи, левая и правая (одна длиннее другой). Их края соединяются с удилами.
Изготавливаются рассматриваемые части в виде прочных гладких (без колец и дополнительных застежек) ремней. На конце левой вожжи — пальчиковая петля, на конце правой — пряжка либо отверстие.
- Подпруга — широкий прочный ремень для крепежа седла.
- Также в экипировке есть аварийная защелка, при опасности вынимается штырь, и скакун отсоединяется от экипажа.
- Шоры надеваются на глаза, не задевая их. Нужны эти части сбруи, чтобы исключить отвлекающие факторы для скакуна и обезопасить экипаж.
- Шородержатели, чтобы от потока воздуха не колебались шоры (нужны, чтобы избежать дополнительного волнения лошади).
- Оголовье скакунов лучше украшать на один мотив, чтобы группа спереди смотрелась гармонично.
Вот из чего состоит приспособление, которым пользуется тот, кто управляет упряжкой лошадей.
Основные детали упряжки
Элементы сбруи:
- Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
- Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
- Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
- Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
- Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.
Элементы сбруи
Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею
- Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
- Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
- Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
- Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
- Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
- Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
- Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
- Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
- Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.
Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:
- суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
- нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
- подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
- налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
- капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
- трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
- поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.
Соревнования, скачки и верховая езда
Скачки — это соревнования, которые не могут оставить равнодушными любителей конного спорта. Атмосфера завораживает, но мало кто из публики задумывается, насколько важна техническая сторона: оснащение скакуна упряжью.
Тренировка скакуна, тактика, подготовка упряжи являются основными этапами подготовки к соревнованиям. Любой вид упряжи должен быть безопасным как для человека, так и для животного. В любом случае, будь то прогулка на пони, победа в элитных соревнованиях, простой бег гуськом, завоевание титулов, мастер должен всегда обеспечить безопасность скакунам.
У некоторых народов заведено на лошадь садится без специальных средств. В реальности лучше этого делать не стоит, ведь даже самый покладистый скакун может проявить волнение и агрессию.
На сегодняшний день существует множество конных клубов, предоставляющих возможность с помощью тренера познакомиться со скакунами, изучить техники езды на них и, соответственно, элементы сбруи. Несмотря на то, что там процесс проходит под наблюдением тренера, нельзя забывать про подготовку (проверить седло, вожжи, вспомнить правильную посадку) и контакт с животным. После того как коня оседлали, не стоит подходить к нему сзади, нужно всегда быть в поле зрения животного.
Верная посадка: расслабленные плечи и руки при прямой спине, носок выше пятки, голова слегка приподнята, взгляд устремлен вперед в центр между ушами. Прогибаться вперед либо назад не следует.
Верховая езда подразумевает позу, при которой нельзя отрывать от седла седалище. Руководить животным нужно корпусом. Например, наклоны всадника вперед побуждают двигаться коня вперед, наклон назад — команда остановиться, наклон корпусом — направление движения. Чтобы не набить себе шишек, нужно двигаться с лошадью в одном темпе. Прежде чем слезть с коня, следует спокойно отпустить повод и достать ноги из стремян.